среда, 15 января 2014 г.

Насколько сильно должно быть "испугано" бедро нимфы, или превратности курсовой работы на филфаке.

Недавно я начала подбирать материалы для курсовой работы по цветовым номинациям и наткнулась на интереснейший список устаревших названий цветов и оттенков. Список этот можно читать прямо как статью или скорее собрание заметок: рядом с цветами подаются краткие пояснения и упоминаются события, которые к появлению этого названия привели. 
Нимфы Уотерхауса не испуганы, их бедра скрыты водной гладью. Но я слишком люблю прерафаэлитов, поэтому не могу не запостить это великолепное полотно.
"Гилас и нимфы" (1896)
Некоторые номинации цветов употребляются часто, некоторые - реже. "Индиго", "сизый", "фуксия", "терракота" достаточно часто можно услышать на улицах (кстати, если вы вдруг не знаете, каковы они, настоятельно советую просветиться - стыдно такого не знать, товарищи!). Есть цвета, которые известны только людям, связанным с определенной рабочей средой (художники, дизайнеры, текстильщики). Таких не испугаешь цветом "сажи газовой", "краплаком красным" или "жженной умброй". 

А есть такие цвета, которые даже искушённых искусствоведов поставят в тупик. Вот например, из того же списка, цвет "паука, замышляющего преступление". Это тёмный оттенок серого (в других источниках указывается чёрный с краснотой). Еще пара ласкающих слух наименований: рвота императрицы (коричневый), лондонская грязь (тёмно-коричневый), кардинал на соломе (жёлто-красный), куропаткины глаза (светло-красный), наваринское пламя с дымом (тёмно-серый). Про поражающее воображение количество цветономинаций с использованием лексемы "блоха" я вообще молчу. "Цвет блохи, упавшей в обморок", "цвет блохи в родильной горячке", "блошиное брюшко", "цвет раздавленной блохи" - кто-то, видно, очень любил сей вид кровососущих членистоногих и решил запечатлеть мельчайшие оттенки разных его состояний, назвав ими соответствующие цвета. 

К слову об императрице. Как выяснилось, виновница названия этого оттенка - не кто иная, как сама Елизавета Петровна, императрица из династии Романовых, которая умерла от горлового кровотечения.
Всем тем, с чем меня знакомит предмет моей курсовой, я исправно делюсь со своими домашними. Бабуля, вон, уже усвоила половину этих терминов и с упоением рассказывает о них своим "непросвещенным" подружкам. А младший брат придумал целую историю дворцового переворота, о лже-императрице, имевшей неосторожность произвести рвоту "несоответствующую её титулу цвета". Её разоблачили и отлучили от престола.
Одна из причин долговечности некоторых красок (благодаря чему мы и знаем о таком разнообразии цветов) - изменения в традиционной технике живописи в конце XIX века. На загрунтованном холсте намечается композиция, наносится слой белил, промокательной бумагой убирается масло, и картину пишут поверх них полупрозрачными красками.
"Сцена из Гамлета" Эдвард Остин Эбби
А вообще, и вправду странные названия. Даже я, человек закалённый творчеством Эдгара По, Стивена Кинга и Владимира Сорокина, была удивлена такими макаберными (это слово лучше всего описывает моё состояние, sorry за кальку) наименованиями. Хотя есть и более приятные слуху номинации. Возьмём, например, небезызвестный "цвет бедра испуганной нимфы". Можно объяснить эту номинацию определением из Google, хотя у меня лично она вызывает больше вопросов, чем чувства просвещенности:

Цвет бедра нимфы — бледно-розовый. Фраза является переводом французского cuisse de nymphe effrayée, откуда и была заимствована. Эта расцветка была популярна во Франции в конце XVIII века. Существуют оттенки данного цвета — cuisse de nymphe effrayée (бедро испуганной нимфы) и cuisse de nymphe émue (бедро взволнованной нимфы). 
Но о какой нимфе речь: нереиде, дриаде, наяде? Насколько разнится оттенком цвет кожи испуганной и взволнованной нимфы? Насколько сильно она должна быть взволнована, чтобы её бедро приобрело вышеназванный цвет? На какую часть бедра смотреть? Вопросов было много, один бесполезнее другого. И я решила найти на них ответ (что угодно, лишь бы курсовую не писать).
Нимфы в исполнении французского академиста Вильяма Бугро
"Молодость Вакха" (1884)
Стоит помнить, что речь идёт о визуализации. Возводя свои корни аж во времена античности, мифы и сказания о неземных девах служили источником вдохновения художников разных эпох начиная от Проторенессанса заканчивая... пожалуй, не заканчивая, ибо эта тема до сих пор не исчерпана и находит отклик в сердцах наших с вами современников. Не всегда удачный, правда, но это уже личное мнение каждого.

Если внимательно прочитать название цвета, правильно расставив акценты, оно само подскажет, что нужно искать. Я имею в виду слово "испуганный". 

Я бы тоже испугалась, если честно
Нимфы, насколько мне известно, перед смертными приступами робости не страдали, перед богами/полубогами/героями скорее пребывали в экстатическом состоянии, сатиров, фавнов и кентавров же побаивались.

А где мы видим самое большое количество мечущихся пышнотелых дам и злобных рогатых мужиков? Нет, не в трактире (вернее, и там тоже, но сегодня мы говорим о высоком), а на полотнах Рубенса. Ищем бёдра и сразу находим, благо Питер Пауль любил изображать женщин, у которых есть за что ухватиться. Смотрим на их цвет, сравниваем с картой цветов Яндекса, и - бинго! - мы попали в точку. 

"Рубенсовский тип женщины" со всей его красе. Изобилие бёдер прилагается.
"Нимфы, преследуемые фавнами", П.П. Рубенс
Хотя, как по мне, бедро - оно и есть бедро, вне зависимости от степени испуга.

1 комментарий: